Социальный педагог в школе: задачи, права и обязанности

Что делает? Социальный педагог в школе занимается, прежде всего, организацией оптимального взаимодействия между ребенком, родителями и педагогическим коллективом. Как правило, ему приходится работать с трудными семьями и в связи с этим выстраивать сотрудничество с органами опеки и иными социальными институтами.

Как им стать? При выборе профессии следует учитывать, что она потребует большой отдачи, терпения, эмпатии, а также обширных знаний в области семейного законодательства и умения вести коммуникацию. Хорошим подспорьем в совершенствовании необходимых компетенций являются курсы дополнительного образования и повышения квалификации.

Оглавление:

Кто такой социальный педагог

Международной организацией труда официально зафиксировано несколько тысяч различных профессий, среди них – «социальный педагог». Многие граждане даже не знают, есть ли в школах социальный педагог, как и не догадываются о существовании профессии как таковой. Но это до того момента, пока не появится необходимость в его участии. В России уже на протяжении двадцати лет практикуется введение в штат организаций данной должности, обеспечивающей систему социальной помощи и защиты населения.

Если сравнить и проанализировать заграничный и российский опыт социальной помощи детям, то обнаружится, что существует значительная разница между оказанием мер поддержки младшему и взрослому населению. Организация содействия малышам и подросткам обязательно должна иметь педагогическую направленность, обеспечивать единство воспитательного и образовательного пространства и способствовать их развитию и успешной интеграции в социальную систему.

Социальный педагог в школе

Социальный педагог и психолог есть практически в каждой школе, в большинстве учреждений эти две специальности слились воедино, однако это абсолютно разные профессии, по сути, даже не смежные.

Социальный педагог в школе представляет собой специалиста, призванного обеспечить взаимодействие семьи, образовательной организации, разного рода социальных институтов в целях воспитания детей, оказания им помощи к приспособлению к быстроменяющимся условиям окружающей среды.

С кем работает социальный педагог

Работа социального педагога в школе заключается в обеспечении тесной коммуникации и связи с нижеприведенными группами:

  • дети из категории группы риска;
  • родители;
  • органы правопорядка;
  • социально незащищенные семьи учащихся;
  • коллектив учителей и педагогов.

К числу детей, нуждающихся в помощи социального педагога, относятся:

  • сироты;
  • опекаемые;
  • живущие в неполной семье;
  • инвалиды или имеющие серьезные нарушения здоровья;
  • имеющие необходимость в сохранении или получении жилой площади;
  • часто испытывающие стресс (в семье или классе);
  • дети, родители которых употребляют алкогольные напитки или наркотические средства;
  • дети-курильщики и те, кто распивает спиртное и знаком с наркотиками;
  • страдающие от нехватки пищи;
  • социально дезадаптированные;
  • имеющие низкую школьную успеваемость;
  • дети-вундеркинды, нуждающиеся в персональном развитии своей одаренности.

Особое внимание акцентируется на детях, по отношению к которым применяются жестокие и насильственные действия в домашней обстановке. В будущем ребята, выросшие в подобной атмосфере, могут испытывать нарушения психического состояния или же совершать правонарушения.

2. Функции

2.1. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении и по месту жительства учащегося.

2.2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся, его микросреды и условий жизни.

2.3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, а также негативных отклонений в поведении учащихся и своевременное оказание им социальной помощи и необходимой поддержки.

2.4. Установление сотрудничества с органами социальной защиты населения.

2.5. Социально-педагогическое сопровождение образовательной и воспитательной деятельности в образовательном учреждении и по месту жительства учащихся.

2.6. Осуществление реализации и контроля над реализацией мер социальной помощи и защиты учащихся.

2.7. Установление сотрудничества с семьей учащихся, социальной средой, в которой они находятся, а также со специалистами различных социальных служб и административных органов.

3. Должностные обязанности

3.1. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении и по месту жительства учащихся.

3.2.

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;
  • поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • создание условий для последующего профессионального самоопределения;
  • сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения;
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
  • поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
  • социально-психологическая адаптация обучающихся к условиям школы с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной среде;
  • профилактика формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности.

Включает обучающихся в процессы понимания и преобразования внешней социальной среды для приобретения опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ.

3.3. Выступление в качестве посредника между личностью учащихся и общеобразовательным учреждением, семьей, социальной средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

3.4.

  • личностных проблем учащихся с целью оказания им своевременной социальной помощи и необходимой поддержки;
  • перспективных возможностей образовательного учреждения в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;
  • хода и процесса развития проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся.

3.5.

  • последствий запланированных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся;
  • тенденций изменения ситуации в обществе и в образовании с целью внесения предложений по корректировке стратегии развития образовательного учреждения.

3.6.

  • процесса разработки и реализации проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся к современным социальным условиям;
  • мероприятий по повышению профессиональной подготовки классных руководителей и воспитателей групп продленного дня в вопросах социальной адаптации учащихся;
  • сбора и накопления информации об учащихся, имеющих проблемы по социальной адаптации;
  • системы внешних связей образовательного учреждения, которые необходимы для успешного осуществления проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся;
  • системы контроля над ходом проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся к современным социальным условиям;
  • различных видов социально-значимой деятельности учащихся и взрослых;
  • мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив и реализацию социальных проектов и программ;
  • разнообразных видов деятельности учащихся, учитывая при этом особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательные интересы и способности.

3.7.

  • совместной деятельности отдельных участников проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся;
  • взаимодействия деятельности сотрудников образовательного учреждения и привлекаемых представителей других организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.

3.8.

  • деятельностью воспитателей групп продленного дня и классных руководителей по социальной адаптации учащихся;
  • созданием и установлением гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

3.9.

  • реализации проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся;
  • ресурсного обеспечения школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся;
  • выполнения принятых решений в области социальной адаптации;
  • последующей социальной адаптации выпускников образовательного учреждения.

3.10.

  • нормативных документов, предназначенных для участников школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся;
  • отдельных фрагментов программы развития образовательного учреждения и других стратегических документов.

3.11.

  • задач, форм и методов социально-педагогической работы с учащимися;
  • способов решения личных и социальных проблем учащихся, применяя для этого современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3.12.

  • с родителями (или законными представителями) учащихся, воспитателями групп продленного дня и классными руководителями по вопросам социальной адаптации учащихся;
  • с лицами, привлеченными к сотрудничеству с образовательным учреждением, по вопросам социальной адаптации учащихся.

3.13.

  • созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
  • установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

3.14.

  • в организации самостоятельной деятельности учащихся, в том числе исследовательской;
  • в проведении работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг учащихся из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • в работе педагогических и методических советов, а также в других формах методической работы;
  • в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, которые предусмотрены образовательной программой.

3.15.

  • использования в своей профессиональной деятельности компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц;
  • обсуждения с учащимися актуальных событий современности;
  • принятия мер по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности учащихся;
  • выполнения данной должностной инструкции для социального педагога школы, инструкций по охране труда при выполнении работ и работе с компьютерной техникой;
  • совместной работы педагогов, родителей (или законных представителей) учащихся, специалистов социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, благотворительных организаций и других лиц, направленной на оказание помощи учащимся, которые:

    — нуждаются в опеке и попечительстве;

    — имеют ограниченные физические возможности;

    — обладают девиантным поведением;

    — попали в неблагоприятные или экстремальные ситуации;

  • соблюдения всех правил по охране труда и противопожарной безопасности.

3.16. Активное взаимодействие с педагогами, родителями (или законными представителями) учащихся, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и другими лицами, направленное на оказание помощи учащимся (воспитанникам, детям), которые:

  • нуждаются в опеке и попечительстве;
  • имеют ограниченные физические возможности;
  • обладают девиантным поведением;
  • попали в неблагоприятные или экстремальные ситуации.

3.17. Ведение учета детей от 6 до 18 лет в микрорайоне, прикрепленном к образовательному учреждению.

3.18. Осуществляет контроль соблюдения Правил внутреннего распорядка обучающихся, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения.

3.19. Социальный педагог школы исполняет иные обязанности, предусмотренные Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».

4. Права

4.1.

  • в разработке социальной политики и стратегии развития образовательного учреждения, а также в создании соответствующих стратегических документов;
  • в разработке любых управленческих решений, которые касаются вопросов социальной адаптации учащихся;
  • в разработке положений о подразделениях, которые занимаются работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;
  • в ведении переговоров с партнерами образовательного учреждения по проектам и программам, направленным на социальную адаптацию учащихся.

4.2.

  • о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами, направленными на социальную адаптацию учащихся;
  • о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся.

4.3. Устанавливать от имени образовательного учреждения деловые контакты с физическими лицами и юридическими организациями, которые могут способствовать социальной адаптации учащихся.

4.4. Запрашивать для контроля и внесения изменений рабочую документацию классных руководителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам социальной адаптации учащихся.

4.5. Контролировать и оценивать ход и результаты проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, налагать запрет на некоторые из них, способные привести к ухудшению здоровья учащихся, нарушению техники безопасности, которые не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

4.6. Требовать от участников учебно-воспитательной деятельности выполнения норм и требований профессиональной этики, соблюдения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер), направленных на социальную адаптацию учащихся.

4.7. Отдавать распоряжения классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, психологу, классным воспитателям, обслуживающему персоналу, касающиеся вопросов социального характера.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, которые приводят к дезорганизации учебно-воспитательной деятельности, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях в образовательном учреждении.

4.9. На получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования, в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе.

4.10. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

4.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.12. Проходить ежегодный бесплатный медицинский осмотр.

4.13. Соблюдать этические нормы поведения в образовательном учреждении, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению сотрудника образовательного учреждения.

4.14. Право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов.

4.15. Социальный педагог имеет иные трудовые права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, Уставом, Коллективным договором и Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность

5.1. Социальный педагог образовательного учреждения несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин:

  • Устава и Правил внутреннего трудового порядка образовательного учреждения;
  • законных распоряжений директора образовательного учреждения и других локальных нормативных актов;
  • своей должностной инструкции социального педагога школы, в том числе за неиспользование предоставленных данной должностной инструкцией прав.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связанны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, социальный педагог образовательного учреждения должен быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, социальный педагог образовательного учреждения несет ответственность:

  • за безопасное проведение образовательной и воспитательной деятельности в образовательном учреждении;
  • за не принятие мер по оказанию первой неотложной доврачебной помощи пострадавшим в аварийных ситуациях, оперативное оповещение руководства о несчастном случае;
  • за не проведение инструктажа учащихся по охране труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной его регистрацией в классном журнале или журнале инструктажа учащихся по охране и технике безопасности труда.
  • за нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил;
  • за жизнь и здоровье учащихся во время организации экскурсионных поездок и мероприятий.

5.4. За умышленное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог общеобразовательного учреждения несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Регламент взаимоотношений и связи по должности

6.1. Работать в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором образовательного учреждения.

6.2. Планировать свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе. План работы должен быть утвержден директором образовательного учреждения не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Предоставлять заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней после завершения каждого учебного периода.

6.4. Получать от директора общеобразовательного учреждения и заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически совершать обмен информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими сотрудниками и заместителями директора образовательного учреждения.

6.6. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

6.7. Своевременно информировать администрацию образовательного учреждения о возникших затруднениях в процессе осуществления проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся.

6.8. Информировать директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

Должностную инструкцию разработал:

«___»___________202__г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)

«___»___________202__г. __________ /______________________/

Рекомендуем ознакомиться с:

Должностными инструкциями заместителей директора школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Чем соцпедагог отличается от психолога (+таблица)

В системе образования школа всегда играла ключевую роль, не только как место получения знаний, но и как пространство для всестороннего развития личности ребенка. Здесь учащиеся проходят сложный путь адаптации, социализации и личностного становления. В этом процессе огромную помощь оказывают специалисты, поддерживающие детей и их родителей: социальный педагог и психолог.

Эти две профессии, несмотря на общие цели, имеют существенные различия, которые проявляются в методах работы, основных задачах и направленности деятельности. Важно понимать, чем именно занимаются социальный педагог и психолог, чтобы эффективно использовать их знания и опыт для создания комфортной и поддерживающей среды в школе.

Предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой подробно изложены основные различия между социальным педагогом и психологом. Эта информация поможет лучше понять их роли и функции в образовательном процессе.

Критерий Социальный педагог Психолог
Основная задача Создание благоприятных условий для социализации и адаптации Диагностика и коррекция эмоциональных состояний, личностное развитие
Фокус работы Внешние факторы: семья, школьная среда, социальная адаптация Внутренний мир ребенка: эмоциональное состояние, психологические проблемы
Клиенты Ученики, родители, педагогический коллектив Ученики, иногда родители
Тип работы — Консультирование по социальным вопросам

— Помощь в решении конфликтов

— Организация внеклассной деятельности

— Психологическое консультирование

— Психотерапия

— Диагностика эмоциональных проблем

Инструменты — Социальные программы

— Тренинги и мастер-классы

— Межведомственное взаимодействие

— Психологические тесты и методики

— Терапевтические сессии

— Психодиагностика

Основные направления — Работа с семьей

— Профилактика асоциального поведения

— Социальная поддержка детей из неблагополучных семей

— Работа с эмоциональными расстройствами

— Коррекция поведения

— Развитие личностных качеств

Взаимодействие с другими структурами — Социальные службы

— Правоохранительные органы

— Органы опеки и попечительства

— Иногда медицинские учреждения

— Внутришкольные службы

Образовательные мероприятия — Семинары для родителей

— Родительские собрания

— Встречи с представителями социальных служб

— Психологические тренинги

— Групповые занятия

— Лекции и семинары по психологии

Социальный педагог и психолог, несмотря на общие цели по поддержке детей, работают в разных плоскостях и решают различные задачи. Социальный педагог фокусируется на создании условий для успешной социализации ребенка, работает с внешними факторами, такими как семья и школьная среда. Он помогает решать конфликты, организует мероприятия, направленные на интеграцию детей в коллектив, и сотрудничает с социальными службами для оказания комплексной поддержки.

Психолог, напротив, занимается внутренним миром ребенка, его эмоциональными и психологическими проблемами. Он проводит диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, помогает детям справляться с личными проблемами, развивает их личностные качества. Работа психолога часто связана с индивидуальными консультациями и психотерапевтическими сессиями.

Обе профессии являются неотъемлемой частью образовательного процесса, их взаимодействие помогает создавать гармоничную и поддерживающую среду для развития каждого ученика.

Социальный педагог в школе (+таблица)

В школьной среде социальный педагог играет ключевую роль, направленную на всестороннюю помощь детям, адаптирующимся к учебному процессу, взаимодействующим с одноклассниками и учителями, а также сталкивающимся с семейными проблемами. Его деятельность представляет собой многогранную и сложную работу, направленную на поддержку и развитие каждой личности, находящейся под его опекой.

Основная цель работы соцпедагога заключается в создании комфортной и поддерживающей среды, которая способствует полноценному развитию личности ребенка. Эта цель достигается через непрерывную и систематическую работу, направленную на выявление и преодоление различных трудностей, с которыми может столкнуться ученик. Социальный педагог не просто помогает справляться с текущими проблемами, но и способствует формированию устойчивых навыков саморегуляции, социальной компетентности и эмоциональной устойчивости, что, в конечном итоге, помогает ребенку стать полноценным членом общества.

Для достижения этих целей социальный педагог тесно сотрудничает с различными структурами. В первую очередь, это школьная администрация, которая обеспечивает организационные и методические условия для эффективной работы. Классные руководители играют важную роль в повседневной жизни учеников и являются незаменимыми партнерами в процессе выявления и решения проблем. Родители также являются ключевыми участниками этого процесса, так как семейная среда оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

Кроме того, социальный педагог взаимодействует с местными органами власти и социальными службами, что позволяет комплексно подходить к решению проблем каждого ребенка. Такой подход учитывает индивидуальные особенности и обстоятельства жизни ученика, создавая основу для эффективного вмешательства и поддержки. Взаимодействие с этими структурами позволяет привлекать дополнительные ресурсы и компетенции, что значительно расширяет возможности социального педагога в работе с детьми.

Роль соцпедагога Цели работы Сотрудничество с различными структурами
Оказание помощи детям в адаптации к учебному процессу Организация благоприятной и поддерживающей атмосферы Школьная администрация: обеспечивает организационные и методические условия
Взаимодействие с одноклассниками и учителями Содействие всестороннему развитию ребенка Классные руководители: выявление и решение повседневных проблем учеников
Решение семейных проблем Обнаружение и устранение разнообразных проблем Родители: ключевые участники процесса, оказывающие значительное влияние на развитие ребенка
Поддержка и развитие каждой личности Развитие навыков самоконтроля, социальной адаптации и эмоциональной стабильности Местные органы власти и социальные службы: комплексный подход к решению проблем, учет индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни ученика

Работа соцпедагога в школьной среде представляет собой сложный и многогранный процесс, направленный на всестороннее развитие и поддержку каждого ребенка. Она требует глубоких знаний, профессиональных навыков и личных качеств, а также умения эффективно взаимодействовать с различными структурами и организациями.

Цели и задачи социального педагога

Рассмотрим, чем занимается социальный педагог в школе.

Приоритетным направлением работы социального педагога является оказание педагогической и психологической помощи и решение таких задач:

  • создание благополучной, дружественной атмосферы в классе и в школе в целом;
  • грамотное планирование досуга школьников, вовлечение их в социально полезную работу, организация совместной деятельности старшего и младшего поколений;
  • налаживание тесных контактов с семьями учащихся, особенно из группы риска;
  • защита интересов детей , в том числе от произвола родителей;
  • содействие установлению уважительных отношений между педагогами и учениками;
  • профессиональная поддержка детей и их семей , поиск выхода из конфликтных и трудных жизненных ситуаций;
  • представление и защита прав ребенка и его семьи в государственных службах и общественных учреждениях;
  • деятельность по предупреждению употребления наркотических и психотропных веществ.

Функции социального работника

Социальный педагог в школе выполняет следующие функции.

Цели и задачи социального педагога
  • Образовательно-воспитательная – оказание целенаправленного педагогического воздействия на поведение и поступки взрослых и детей с привлечением всех социальных институтов, организаций физической культуры и спорта, СМИ.
  • Диагностическая – проведение комплекса процедур с использованием диагностических методик, в ходе которых изучаются характеристики личности детей, социально-бытовые условия их проживания и социального окружения.
  • Организаторская – проведение различного рода общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогического коллектива и волонтеров, направленной на поиск решений социально-педагогических задач, оказание помощи в вопросах воспитания и развития.
  • Прогностическая и экспертная – проектирование и планирование процесса социального роста определенной микрогруппы в ходе влияния на нее различных социальных институтов.
  • Организационно-коммуникативная – привлечение волонтеров из числа населения в социально-педагогическую деятельность. Планирование и проведение коллективного труда и отдыха, организация совместной работы между различными институтами в процессе их взаимодействия с детьми, с семьями.
  • Охранно-защитная – применение имеющихся юридических норм для защиты прав и интересов людей. Участие в осуществлении мер государственного принуждения и исполнения юридической ответственности к родителям и другим личностям, которые оказывают прямое или косвенное незаконное давление на детей, находящихся под контролем социального педагога.
  • Посредническая – налаживание контактов между семьей, школой и окружением ребенка.
  • Самообразование .

Анализ деятельности семьи и школы показывает, что необходимость социального педагога в начальной школе обуславливается тем, что положительного результата можно добиться только при систематической работе, начиная уже с первого класса.

Методы работы социального педагога

Социальный педагог оказывает целенаправленное воздействие на такую категорию детей, которая включает: школьников с ограниченными возможностями здоровья, ребят, лишившихся родителей, переживших потрясение или негативное событие. В связи с этим используются следующие методы воспитания:

Основной метод, заключающийся в постоянной фиксации действий ребенка в таких моментах, как общение, стиль поведения в семье, с друзьями, одноклассниками, реакция на события, исполнение поставленных задач. Собранный материал впоследствии применяется для аналитической и коррекционной работы.

Используя в работе знания прав ребенка и оказывая легкое психологическое давление, специалист убеждает школьника в плачевных результатах его безрассудного поведения. Ребенок начинает поиск вариантов выхода из сложившейся ситуации, готов поменять свой характер.

Методы работы социального педагога

Беседа требует тщательной подготовительной работы и проводится в уютной, благоприятной атмосфере. Этот метод подразумевает получение информации напрямую от собеседника, позволяет узнать его мысли, желания, кругозор, чувства, предпочтения и опасения.

Данная методика позволяет выявить сложившуюся обстановку в школьном коллективе, определить взаимоотношения между детьми, обнаружить изгоев и лидеров. Результаты диагностики помогают составить рекомендации педагогам и школьникам для создания атмосферы дружественности и взаимоуважения в коллективе.

Исходя из индивидуальных особенностей, социальный педагог вправе применять в работе с детьми и такие психотерапевтические методы, как арт-терапия, создание игровых ситуаций.

Должностные обязанности

Права и обязанности социального педагога в школе прописаны в должностной инструкции, разрабатываемой с учетом единого квалификационного справочника. Руководитель учреждения правомочен дополнять и возлагать на работника другие обязательства, не обозначенные в ЕКС, по мере необходимости.

Должностные обязанности

Должностные обязанности социального педагога в школе по ФГОС представляют собой комплекс действий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, обеспечивающими каждодневное выполнение возложенных на работника функций и задач на высоком качественном уровне.

Что делает социальный педагог в школе

  • Наблюдение за поведением учащихся с последующим анализом и интерпретацией результатов с целью прогнозирования и предотвращения возникновения конфликтных ситуаций.
  • Работа над созданием специальных адаптационных программ для детей, применение которых поспособствует положительной психологической обстановке в организации.
  • Социальный педагог организовывает мероприятия в школе с целью обучения ребенка и развития его индивидуальных личностных качеств.
  • Планирование и проведение мероприятий для детей и их родителей для создания безопасных условий жизнедеятельности школьников.
  • Организация консультаций для педагогов по вопросам проведения родительских собраний, беседы с родителями обучающихся, организация разнообразных мероприятий.
  • Оказание помощи детям, родителям и учителям по созданию благоприятных адаптационных условий в учреждении и при возникновении спорных ситуаций.
  • Роль посредника между ребенком, семьей и школой , оказание поддержки при возникновении необходимости.

Для эффективной воспитательной работы в рамках образовательной организации социальному педагогу крайне важно обеспечить комфортное пребывание своих подопечных и поддерживать с ними отношения, построенные на доверии и искренности. Только подобный фундамент сможет помочь детям преодолеть психологические преграды и начать сотрудничество с педагогом.

Права и ответственность

Кроме внушительного списка обязанностей, социальный педагог имеет права, которыми он пользуется для качественного выполнения функций и задач, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, законом «Об образовании в РФ», иными нормативными документами и локальными актами учреждения, в котором работает.

Права

Закон обеспечивает права и гарантии специалиста, работающего на должности социального педагога в школе. Если кратко, то сотрудник имеет право:

  • на принятие решений по собственной инициативе в рамках своей специальности;
  • на льготы в соответствии с законодательными актами;
  • на оплачиваемый отпуск;
  • на улучшение условий труда;
  • на повышение квалификации;
  • на получение сведений, необходимых для исследований интересов школьников и проведение процедуры анкетирования.

Помимо прав, существует и ответственность за неподобающее выполнение своих обязанностей, которые прописаны в Трудовом кодексе РФ. Независимо от количества должностных обязательств школьного социального педагога при его постоянных опозданиях на работу директор учреждения правомочен применить к нему меры дисциплинарного взыскания, даже при условии, что трудится специалист добросовестно.

Права и ответственность

Ответственность

Помимо ответственности, прописанной в Трудовом кодексе РФ, педагог несет персональную ответственность за неправомерные действия:

  • использование насильственных методов , проявление грубости по отношению к детям;
  • нанесение вреда жизни и здоровью школьников в рамках воспитательного процесса;
  • причинение материального ущерба имуществу образовательной организации;
  • ненадлежащее выполнение своей работы;
  • превышение своих полномочий;
  • несоблюдение техники безопасности и охраны труда во время проведения занятий;
  • отсутствие реакции при возникновении экстремальной ситуации и несвоевременное информирование директора образовательной организации.

Требования к сотруднику

Для трудоустройства социальный педагог в школе должен иметь соответствующее образование (высшее по профилю или диплом о профессиональной переподготовке) и отвечать следующим условиям:

  • владеть содержанием нормативно-правовых актов, которые регулируют работу социального педагога и семейное законодательство;
  • знать основы общей и социальной педагогики и психологии;
  • использовать различные технологии обучения, воспитания и развития;
  • владеть приемами социальной защиты школьников;
  • пользоваться психодиагностическими методами;
  • владеть навыками оказания педагогической поддержки детям на этапе социализации;
  • знать процедуру и способы оказания первой помощи;
  • проникать в суть детских проблем, уметь находить причину их возникновения и следствие;
  • владеть грамотной речью и правильной дикцией;
  • знать основы процесса по физическому воспитанию;
  • ориентироваться в приемах и способах взаимодействия с детьми, их родителями, учителями, сотрудниками социальных служб;
  • владеть методами интерактивного обучения.

Трудности социальных педагогов

Выше мы рассмотрели требования к социальному педагогу, его обязанности в школе и чем он занимается в процессе своей деятельности.

Требования к сотруднику

Работа данного специалиста достаточно трудная, поэтому далеко не каждый осилит эту должность. Социальному педагогу необходимо иметь высокую эмоциональную устойчивость, крепкие физические силы для того, чтобы решать сложные задачи по воспитанию детей и добиваться результативности.

Специфика работы специалиста такова, что его окружают дети, имеющие трудный характер, плохое поведение, чаще всего слабое здоровье. Поэтому нужно понимать, что с подобной должностью справится не каждый человек. Терпеливость, общительность, умение сопереживать – вот важные характеристики личности социального педагога в школе.

Кроме того, он должен быть высокоорганизованным, уметь скрывать и сдерживать свои эмоции, быстро реагировать на различные ситуации и находить наиболее приемлемое решение, учитывая индивидуальность и исключительность каждого ребенка.

Высокая стрессоустойчивость – вот качество, которым должен обладать социальный педагог в силу сложности своей профессии и высокой психологической нагрузки в ходе работы. Иногда в адрес специалиста поступают угрозы от школьников или членов их семей, он может столкнуться с неадекватным поведением людей. Педагог старается добиваться благополучия для каждого своего подопечного, одновременно отвечая за его жизнь и здоровье.

К основным недостаткам профессии можно отнести отсутствие четкого графика рабочего дня, низкую заработную плату, отсутствие роста по карьерной лестнице.

Таким образом, социальный педагог в общеобразовательной школе – это личность, основной мотивацией которого является любовь к детям и огромное желание оказывать им психологическую помощь.

Задачи социального педагога в школе

Основные задачи социального педагога включают в себя:

  1. Профилактическая работа. Социальный педагог проводит различные мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения, правонарушений, употребления психоактивных веществ и других негативных явлений среди учащихся.
  2. Диагностика и мониторинг. Он отслеживает социальную ситуацию в школе, выявляет детей из групп риска, проводит диагностику их потребностей и проблем, анализирует социальные и психологические факторы, влияющие на обучение и поведение учеников.
  3. Консультирование и поддержка. Соцпедагог оказывает консультационную помощь ученикам, их родителям и педагогам. Он помогает решать конфликты, справляться с трудностями в обучении и социализации, поддерживает детей в сложных жизненных ситуациях.
  4. Коррекционная работа. В случае выявления проблем социальный педагог разрабатывает и реализует программы коррекции, направленные на улучшение социального положения и психологического состояния учащихся.
  5. Организация внеклассной деятельности. Для повышения социальной активности и вовлеченности детей в школьную жизнь соцпедагог организует различные внеклассные мероприятия, клубы по интересам и кружки, способствующие развитию коммуникативных навыков и социальной компетентности.
  6. Работа с семьей. Социальный педагог помогает наладить взаимодействие между школой и семьей, проводит консультации для родителей, организует родительские собрания и семинары, направленные на повышение педагогической культуры родителей.

Социальный педагог — это не просто специалист, а наставник и помощник, который помогает детям преодолевать трудности и находить свой путь в жизни. Благодаря его работе школа становится не только местом получения знаний, но и пространством для гармоничного развития личности каждого ребенка.

Как стать социальным педагогом

Тем, кто мечтает работать с детьми, получить специальность социального педагога, нужно успешно завершить обучение в высшем учебном заведении или колледже, остановив свой выбор на психолого-педагогическом или социологическом факультете.

Есть более краткосрочный способ получения диплома по этой специальности – это обучение в рамках профессиональной переподготовки, если у вас уже имеется какое-либо высшее или среднее профессиональное образование. Обязательным требованием к любому педагогическому работнику является непрерывное самообразование, включая посещение курсов повышения квалификации.

ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний» приглашает всех желающих пройти дистанционный курс «Методика и содержание деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС». Его целью является совершенствование профессиональной компетентности слушателей в области организации социально-преподавательского содействия ученикам в процессе социализации. По окончании курса выдается удостоверение установленного образца.

После завершения обучения и получения диплома найти работу по должности не составляет особого труда. Можно устроиться социальным педагогом в коррекционной школе, общеобразовательном учреждении, детском саду, интернате, семейном центре, в любой благотворительной компании или социальной службе. Многие выпускники получают работу в специальных организациях, призванных оказывать помощь матерям и их детям, попавшим в трудную ситуацию.

Таким образом, компетентный и добросовестный специалист сможет трудоустроиться на эту должность в любое учреждение, где требуются педагоги и психологи, а также оказывается всесторонняя помощь детям из семей, имеющих статус неблагополучных.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ